создание условий для максимально возможного развития детей раннего возраста от 0 до 4 лет с ограниченными возможностями, их успешной социализации, подготовки к самостоятельной жизни, посредством раннего вмешательства, а также поддержка семьи
Задачи
- Раннее выявление нарушений нервно-психического, моторного сенсорного развития у детей путем изучения анамнеза, медицинского обследования и педагогической диагностики нервно-психического развития;
- Оказание междисциплинарной командой комплекса услуг, связанных с коррекцией обнаруженных нарушений;
- Оказание ранней коррекционной медико-психолого- педагогической помощи;
- Консультирование родителей и обучение их приемам занятий с ребенком.
проект раннего сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ в возрасте от 0 до 4 лет, а также их родители
Реализация данного проекта осуществляется на основе партнерских отношений между женской консультацией, детской поликлиникой города, и непосредственно нашим Центром.
Междисциплинарная команда специалистов Центра проводит первичный прием. Педиатр, психолог и др.специалисты выявляют спектр проблем в развитии, проводят оценку навыков и способностей малыша, определяют интенсивность коррекционно-реабилитационной работы. Коллегиально составляется индивидуальный план.
Основными видами работы с ребенком и его семьей являются индивидуальные и групповые занятия, консультации, тренинги для родителей.
В рамках программы ранней помощи обязательно ведется социально-медицинская реабилитация. Она включает занятия с педиатром, специалистом по ЛФК, психологом. Для особенных малышей разработаны специальные фитнес-программы, с различными приспособлениями, на особых ковриках, фитболах. проводятся сеансы гидрореабилитации в бассейне. При необходимости для детей подбираются средства, позволяющие сохранять правильную позу как на занятиях, так и дома: кресла, вертикализаторы, коляски, ходунки, мягкие модули.
Система игровой педагогики дает возможность эффективно применять игры, соответствующие уровню развития ребенка. Для помощи малышам с признаками аутистических расстройств успешно применяется АВА-терапия, интересные развивающие игрушки из адаптированных игровых наборов. На занятиях по альтернативной коммуникации используются визуальное оборудование — предметное, картиночное, в виде пиктограмм, карточек PECS, бизибордов и др.
В данном модуле особенно востребована комплексная программа «Запуск речи», направленная на развитие речевых функций. Широко используется инновационное оборудование: умное зеркало, интерактивная песочница, сенсорная комната, Зеркало Гезелла используем для объективной диагностики динамики психического развития маленьких детей . Оно дает возможность и родителям наблюдать за работой опытных специалистов с ребенком.
Родители участвуют в занятиях, под руководством команды специалистов осваивают навыки правильного ухода за ребенком, приемы коммуникации с ним, методики развития и обучения.
Куратор проекта контролирует выполнение плана, ведет регулярный мониторинг достижений маленького получателя услуг и по мере необходимости корректирует маршрут помощи. В 2023 году создан электронный реабилитационный паспорт, который позволяет родителям отслеживать ход реабилитационного процесса и индивидуальные результаты ребенка, а также автоматизировать учет реабилитационных мероприятий и систему внутреннего контроля.
По результатам реабилитации, дети могут быть переведены в адаптационную группу –мини реабилитационные ясли, для детей от 1.5 лет с гибким режимом пребывания от 2 до 5 раз в неделю (до 4 часов без организации питания). Коррекционно — реабилитационный процесс в адаптационной группе направлен на возможную подготовку ребенка с ограниченными возможностями здоровья к интеграции в различные типы дошкольных образовательных учреждений. Под патронатом служб ранней помощи ребенок остается обычно до 4-5 лет.