Программа «Микрореабилитационный центр на дому», реализуемая Комплексным центром социального обслуживания и реабилитации «Журавушка» с 2018 года, относится к семейно-центрированной, стационарозамещающей технологии. При ее разработке использовалось учебно- методическое пособие «Инновационная технология комплексной реабилитации детей-инвалидов в условиях семьи  «Домашний микрореабилитационный центр» Александра Евгеньевича Лысенко научного руководителя и председателя правления Национального центра проблем инвалидности, эксперта ОНФ по делам инвалидов, к.м.н.

Программа, реализуемая в КЦСОиР «Журавушка» предназначена для семей, имеющих тяжелобольных детей-инвалидов со сложными сочетанными диагнозами и высокую степень ограничений мобильности, не имеющих возможности посещать социальное учреждение по состоянию здоровья. Наиболее часто встречающиеся диагнозы: сложные формы ДЦП, спастическая диплегия, поражение центральной нервной системы, тяжелые формы аутизма.

Основная качественная характеристика программы заключается в её «гибкости», т.е. в возможности подстроить под основную деятельность учреждения, не меняя или незначительно меняя структуру учреждения и обеспечении максимальной доступности реабилитации семьям, имеющим детей-инвалидов, по месту их жительства.

Уникальность программы состоит в том, что дома, в привычном для ребенка пространстве, создается микрореабилитационная среда в соответствии с профилем заболевания инвалида, которая в зависимости от результатов может изменяться, дополняться по мере реализации проекта. А родитель, пройдя обучение, становится полноправным реабилитологом для своего ребенка и надежным партнёром мультидисциплинарной команды специалистов для достижения ощутимых результатов. При таком подходе обеспечивается последовательность, непрерывность, соблюдается принцип ответственного позитивного родительства.

Содержание услуг программы «Микрореабилитационный центр на дому» определяется диагнозом и потребностями ребёнка-инвалида — это ежедневная непрерывная профессиональная оздоровительная реабилитация, социокультурная реабилитация, психологическая и медицинская помощь, социально-бытовая адаптация, обучение, юридическая поддержка семьи. Учитывая тяжесть состояния здоровья детей, программа носит долгосрочный характер, в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг (ИППСУ), разработанной сроком до 1 года. Как правило, это дети, имеющие третью степень ограничения жизнедеятельности, неспособные к самостоятельному передвижению и нуждающиеся в постоянной помощи других лиц.

Семья здесь рассматривается как один из наиболее важных факторов, влияющих на успешность реабилитации и социализации ребенка-инвалида, так как становится полноправным участником программы и наряду со специалистами должна активно включиться в процесс. Важна позиция самого родителя в его желании обучаться приемам реабилитации (и это является одним из основных условий постановки ребенка-инвалида на программу). В соответствии с установленным графиком родителям вполне под силу соблюдать распорядок дня, расписание занятий, проводить самостоятельно определенный круг манипуляций, которым их обучают специалисты.

Кроме того, по необходимости, родители детей, находящиеся на программе «Микрореабилитационный центр на дому» могут пользоваться услугами Отделения психолого-педагогической помощи, где опытные психологи помогают семьям через оптимизацию внутрисемейной атмосферы, гармонизацию межличностных, супружеских, родительско-детских отношений, решать проблемы дифференцированной и адресной помощи ребенку -инвалиду.

На основе результатов диагностики, проведенной врачами Центра — педиатра, невролога, психиатра, физиотерапевта, а также ИПРА, предоставленной родителями из медицинского учреждения, на каждого ребенка проектируется индивидуальная программа реабилитации. Устанавливается график выхода команды специалистов на дом к получателям. Разрабатывается необходимая документация для контроля и учета проводимых мероприятий, которая находится как у родителя, так и специалистов Центра. Каждый специалист ведет запись посещений в реабилитационной карте ребенка и фиксирует все реабилитационные мероприятия и их результаты.

Одним из главных условий создания оптимальной реабилитационной среды дома является обеспечение необходимым реабилитационным оборудованием. Спектр необходимого оборудования достаточно широкий и устанавливается в зависимости от нуждаемости и потребности ребенка на период курсовых процедур либо долгосрочно.

Здесь с успехом может быть использовано оборудование, находящееся на балансе учреждения. В нашем случае, оно выдается в семью во временное пользование через пункт проката учреждения, на основании договора безвозмездного временного пользования: вертикализаторы, тренажер Гросса, специализированную мебель, мягкие модули, фитболы, тактильные дорожки, массажные мячи, кресла-коляски ( домашние, прогулочные), костюм Адели, Регент, Гравистат, различное развивающее и коррекционное оборудования- материалы Монтесорри, Дары Фребеля, кубики Дьенеша, мозаики, пазлы, набор для акватерапии, наборы для творчества, шнуровки, набор для акватерапии, доски Сегена, бизиборды. Помимо установленного оборудования на дому, активно используется переносное, применяемое в курсовом регламенте, в нашем случае – имитатор опорной нагрузки подошвенный «Корвит», «Озокерит», аппарат Поток-1 ( для гальванизации и электрофореза) , кислородный коктейлер, лазерный аппарат Рикта, различные массажеры, переносной массажный стол, мото-мед, шестимодульная стопа . Необходимо отметить, что все процедуры на физио-аппаратах проводятся медицинскими работниками учреждения.

Оценка эффективности мероприятий проводится на основании выездного контроля врачами-специалистами, ежеквартальных междисциплинарных социально-реабилитационных консилиумов, с участием всех специалистов и приглашением родителей, где подводятся промежуточные итоги, вносятся коррективы в реабилитационный процесс, обсуждаются достигнутые результаты, строятся прогнозы, подбираются новые пути решения проблем.

Ежедневный контроль проведения мероприятий с детьми-инвалидами и родителями, а также всеми участниками проекта постоянно осуществляет куратор программы, который координирует весь процесс, отслеживает алгоритм действий специалистов, устанавливает межведомственное взаимодействие. Например, если к ребенку ходит учитель из образовательного учреждения или медицинский работник от здравоохранения, то соответственно корректируются графики посещения.

Специалисты микроцентра обеспечиваются транспортом Центра, так как многое оборудование доставляется из учреждения на дом для проведения процедур в курсовом режиме.

Проблемы одиночества таких семей решаются с помощью создания родительской группы в социальных сетях. Это помогает расширить социальные границы семей, где родители могут высказаться о своих проблемах, оперативно связаться с необходимым специалистом, получить консультацию и просто пообщаться между собой, найти друзей. С успехом используется в работе с родителями такая форма, как создание родительского клуба, досуговая реабилитация — проект «Праздник в каждую семью».

Видеосюжеты